Реализация проекта

Биологическое разнообразие

ЦЕЛЬ: изучить видовое разнообразие растений и животных природного окружения учреждения дошкольного образования и способов его сохранения и увеличения.

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — это разнообразие всего живого на Земле — от генов до экосистем. В его основе лежит видовое разнообразие. Оно включает миллионы видов животных, растений, микроорганизмов, живущих на нашей планете.

Для реализации  проекта "Зеленая школа"  в рамках раздела "Биоразнообразие" педагогами была создана "Экологическая тропа"  и организована совместная работа педагогов и воспитанников, направленная на формирование основ экологической культуры детей. Экологическая тропа  выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

Экологическая тропа ГУО «Санаторный – ясли сад № 34 г. Гродно»– специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них. Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.

В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения. При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей.

      В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, желание любоваться красотой природой, ответственность за ее состояние и стремление активно участвовать в охране природы ближайшего окружения.

Коллективная аппликация "Деревья нашего детского сада"

Золотыми и багряными красками расцвечивает осень листву деревьев. Как же пройти мимо этой красоты!!! Вот и наши ребята собрали коллекцию осенних листьев с деревьев, растущих на территории нашего ДУ и с удовольствием использовали их в аппликации.

 

Наблюдение "Деревья весной"

       На весенних прогулках ребята  научились сравнивать растения по жизненной форме(дерево, куст), по строению листьев (лиственные, хвойные), по месту обитания(лесные, садовые). 

 

Занятие "Мир деревьев"

       На занятии воспитанники группы №9  пополнили представления  о строении деревьев(один ствол, толстые и тонкие ветки, листья, цветы, плоды); научились  сравнивать и узнавать деревья по внешнему виду; познакомились со способом определения возраста деревьев по спилу.

Дидактическая игра "С какого дерева листок"

       Во время игры дети закрепили названия и внешний вид деревьев и кустарников, соотносили изображения листьев, цветов, семян, плодов с определенным деревом и кустарником.

Акция " Расти, деревце!"

    Весной на территории детского сада были высажены деревья и кустарники (ива, сирень,форзиция). Ребята учились правильно сажать и ухаживать за посаженными растениями. В качестве эксперимента попробовали вырастить сирень из семян.

 

Квест-игра "Весенние первоцветы"

   Во время увлекательного путешествия по территории нашего сада ребята учились распознавать и называть виды травянистых цветущих первоцветов и находить их среди других растений.

Совместная творческая работа "Очаровательный сорняк"

    Наши воспитанники не только умелые, но еще и очень творческие. Их фантазимя и воображение превратили  обычные сорняки в настоящие мультяшные персонажи. Ребята с увлечением придумывали названия своим работам.

Игра-поиск "Найди растение"

     В процессе игры дети отгадывали загадки о дикорастущих травах, изучали внешний вид растений по картинкам. Далее был организован поиск изученных растений на территории ДУ.

Акция "Будем друзьями птиц"

     В рамках акции воспитатели, родителями и дети строили скворечники для пернатых друзей. Дети во время бесед и познавательных занятий, наблюдений узнавали о различных видах птиц, особенностях их внешнего вида и поведения. Учились заботиться о птицах. Ребята испытывали радость от осознания того, что делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

Акция "Покормите птиц зимой"

В зимний период дети и их родители своими руками изготовили кормушки для пернатых друзей. В ходе акции дети закрепили знания о зимующих птицах,  регулярно наблюдали за птицами, прилетающими к кормушкам; выявили предпочтения разного типа корма прилетающими к кормушке птицами. Были составлены памятки по подбору продуктов, которыми ребята и их родители наполняли кормушки зимой.

В течении года проводились наблюдения за птицами на территории ДУ и была составлена картосхема "Птицы" в соответствии с местами их обитания.

Выстовка детских рисунков "Пад крыламі Бусліка"

Арт-объект "Муравьишкин дом"

       На экологической тропе наши творческие педагоги создали искусственный муравейник для наблюдения за жизнью насекомых.

Информационный материал для детей и родителей "Вред и польза насекомых"

Презентация "Мир Насекомых"

План

действий по увеличению биоразнообразия на территории

ГУО «Санаторный ясли-сад №34 г.Гродно»

 

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Изготовления кормушек для Птиц (Акция «Покормите птиц зимой!»)

Осень-зима 2020

Участники проекта

2.

Привлечь родителей к изготовлению скворечников и размещению их на территории ДУ

Весна 2021

Участники проекта

3.

Создать «Клумбу для бабочек» и обеспечить непрерывное цветение растений на ней в течение весны и лета

Весна-лето 2021

Участники проекта

4.

Организовать посадку деревьев и кустарников

Весна  2021

Участники проекта

5.

Организовать создание грядки с лекарственными травами «Зеленая аптека»

Апрель 2021

Участники поекта

6.

Организовать создание «Дикого луга» на территории ДУ

Апрель2021

Участники проекта

7.

Создать искусственный водоем

Май 2021

Участники проекта

8.

Создать искусственный муравейник

Май 2021

Участники проекта

9.

Организовать выращивание цветочной рассады для клумб на территории ДУ

Весна 2021

Участники проекта

10.

Организовать сбор семян однолетних цветущих растений

Лето-осень 2021

Участники проекта

 

Искусственный водоем "Чудо-пруд"

 Педагогами на территории дощкольного учреждения был создан "Чудо-пруд".  На нем  дети в процессе наблюдений, опытов, игр  знакомились с  обитателями водоемов (рек, озер, болот),  животными и птицами, внесенными в Красную книгу Республики Беларусь(журавль, цапля), познакомились с аистом – символом Республики Беларусь.

Наблюдение за улитками

 

Клумба для бабочек

 

Для ознакомления детей с многообразием мира насекомых и цветов создали клумбу для бабочек "Павлин". Там ребята учатся подмечать маскировочную окраску насекомых и соотносить с теми объектами природы, под которые они маскируются;  характеризуют сезонные изменения в мире насекомых (осенью прячутся под кору деревьев, опавшие листья, землю, а весной появляются).

<font face="Calibri, sans-serif">      С воспитанниками старшей группы была проведена творческая фотосессия на тему "Если бы я был бабочкой"</font>

"Если бы я был бабочкой"

Каждый день новое занятие

Занятие "Откуда к нам приходит электричество"

(ребенок и общество)

     На занятие дети узнали как электричество поступает в дом; получили представление о природных ресурсах нужных человеку(вода, солнечная энергия, энергия ветра,газ) и необходимости их бережного использования. Закрепили такие качества как бережливость, экономность, дисциплинированность.

Дидактическая игра "Эволюция транспорта и окружающих нас вещей"

      В этой игре мы познакомили детей с историей развития осветительных и обогревательных приборов, дали первое представление о техническом прогрессе. Закрепили понимание связи между прошлым и настоящим; научили  анализировать, сравнивать, познавать;  воспитывали желание экономить электроэнергию; развивали интерес к познанию окружающего мира.

Пиктограммы по теме: " В страну электричества"

     В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники и т.д.). Электричество очень опасно и шутить с ним  нельзя. В работе с электроприборами необходимо соблюдать технику безопасности. Поэтому дети совместно с педагогом отправились в "путешествие в страну электричества." После этого "путешествия" были созданы пиктограммы. При создании пиктограмм дети закрепили представления о разнообразии, назначении и правилах пользования бытовой техникой.  Расширили знания о том, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку.

Экскурссия по детскому саду "Экономим тепло"

   Во время экскурссии педагог еще раз объяснил детям значение слова "экономия", то есть грамотное обращение с энергетическими ресурсами. Ребята узнали какими способами можно сберечь теплоресурсы дома и в саду. Дети совместно с педагогам устанавливали причинно-следственные связи между функцией, назначением и материалом. В ходе экскурсии ребята отвечали на вопросы, и в итоге сделали вывод о том,  и детям и взрослым необходимо беречь теплоэнергию.

План действий по сбережению электроэнергии и тепла в ГУО «Санаторный ясли-сад №34 г.Гродно»

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Провести изучение потребления электроэнергии и тепла в учреджении дошкольного образования.

Осень 2020

<font color="#000000" face="Times New Roman, serif">Заместитель заведующего по хозяйственной деятельности.</font>

2.

Осуществление проверки работы и состояние электрооборудование, своевременное принятие мер по устранению неполадок.

<font color="#000000" face="Times New Roman, serif">Весь период</font>

<font color="#000000" face="Times New Roman, serif">Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту здания и сооружений (электрик).</font>

3.

Замена деревянных окон на оконные блоки ПВХ (группа №5, группа №8, лестничный пролет среднего корпуса).

Лето-осень 2020

<font color="#000000" face="Times New Roman, serif">Заведующий, заместитель заведующего по хозяйтвенной деятельности.</font>

4.

Привлечь родителей к утеплению деревянных окон в отопительный сезон.

Осень  2020

<font color="#000000" face="Times New Roman, serif">Сотрудники дошкольного учреждения, родители.</font>

5.

Подобрать и разработать памятки и рекомендации для сада и семьи по экономии электроэнергии и тепловой энергии. 

Весна 2021

Участники поекта.

 

Памятка для сада и семьи "Осторожно! Высокое напряжение!"

Рекомендации " Как сэкономить теплоэнергию и электроэнергию"

Беседа " История электричества"

      В ходе познавательной беседы дети отправились в путешествие по Стране электричества. Познакомились с историей открытия электричества, узнали что сотни тысяч  лет назад для первобытного человека источниками света были только солнце, луна и звезды, прежде чем удалось заставить огонь освещать жилище.

Выставка детских рисунков

"Лампочка-волшебница" (детский дизайн)

     

     Детям рассказали о том, что свет это главное в жизни любого живого существа. Обратили внимание на проблемы связанные с его использованием. Дети узнали о назначении и разновидностях электрических лампочек.  В заключение было предложено нарисовать лампочку. Ребята поделились своими впечатлениями через рисунки.

В рамках раздела "Водосбережение" педегоги совместно с детьми исследовали воду, ее значение в нашей жизни, в промышленности, сельском хозяйстве, дома. Воспитывали у детей бережное и экономное отношение к воде как к важному природному ресурсу.

Эксперимент " В воде есть воздух"

    Дети во время опыта определили некоторые качества воды, развили исследовательские умения, выяснили, что вода тяжелее воздуха.

Занятие "Сила воды"

         На занятии дети получили представление о том, что вода обладает определенной силой - приводит в действие механизмы(чем сильнее напор воды, тем быстрее крутится маховое колесо). Узнали. что силу воды люди использовали с давних времен(мельница, пароход...)

Интегрированное занятие "Круговорот воды в природе"

       На занятии дети углубили и закрепили знания о  воде, о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном  состоянии(снег, град, туман, дождь, лед). Систематизировали представления о свойствах воды, ее агрегатных состояниях. Полученные знания отразили в своих рисунках.

План действий по сбережению воды

в ДУ

 

Мероприятия Сроки Ответственный
1 Проверять исправность водопроводных кранов труб В течение года Заведующий, зам заведующего по хозяйственной деятельности
2 Не допускать протечки кранов, сливных бачков В течение года Сантехник ДУ
3 Разместить листовки с призывом беречь воду в местах потребления воды В течение года Сотрудники  дошкольного учреждения
4 Использовать небольшой напор воды при мытье рук, посуды  Постоянно Сотрудники и воспитанники ДУ
5 Собирать дождевую воду в сезон для полива огорода, клумб, песка В сезон Сотрудники дошкольного учреждения

Целевая прогулка "К пруду"

        Во время прогулки дети уточнили знания о необходимости воды для всего живого мира: человека, животных, птиц, рыб, растений. Получили представления о некоторых видах водоемов, как среде обитания животных и растений, а так же источнике пищи для человека.

Труд в уголке природы

      В процессе ухода за комнатными растениями закрепляются знания о роли чистой пресной воды для полноценного роста и развития растений.

Памятки для детей и родителей на тему водосбережения

Беседа-рассуждение "Глобус"

     При рассматривании глобуса дети узнали, что на глобусе вода изображена синим цветом. Воды очень много, намного больше чем суши, но для питья она непригодна. Человек использует пресную воду, ее мало и поэтому воду нужно беречь.

 

Познавательная практическая деятельность.

Опыт " Вода умеет исчезать"

     В ходе опыта установили.что вода умеет проникать в разные мягкие материалы, при надавливании вытекает обратно.

Опыт "Физика в воде"

      Практическим путем дети вместе с воспитателем наблюдали, что огонь сжег кислород в стакане и вода заняла его место.

Экскурсия "Где в саду нужна вода"

        Была проведена экскурсия по нашему детскому саду. Дети посетили пищеблок и прачечную. Ребята увидели как важно экономно использовать воду и как в этом помогает человеку современная бытовая техника.

Итоговое занятие "Вода вокруг нас"

      В ходе занятия дети показали достаточно высокий уровень знаний о бережливом и экономном отношении к водным ресурсам.

Памятки по рациональному использованию воды.

    На стенде "Школы для родителей" была размещена актуальная информация по водосбережению.

МУЛЬТФИЛЬМЫ О ВОДЕ

- «Экономия воды. Как сохранить источник жизни»

https://youtu.be/7oSvPe49_VM

- «6 способов бережного и экономного отношения к воде»

https://youtu.be/75zIKTw1ZjY

- «Зачем нужно беречь воду»

https://youtu.be/FvXrVy3TFU4

- «Чистая вода – это сама жизнь, сохраните её, предотвратите экологические проблемы! Очистка воды»

https://youtu.be/qu9pkdY3tkY

- «Берегите воду» (Рисованный мультик)

https://youtu.be/xLIvDNbS_7I

- «Главные правила экономии воды в вашем доме»

https://youtu.be/HA5tb4oTpmQ

- Реальная экономия воды до 70% !!!!!

https://youtu.be/mXWJG5owft4

- «Над нами не каплет...»

https://youtu.be/npGauNflTP8

- «Берегите воду!»

https://youtu.be/gXwYq4V_8gs

- «История очистки воды»

https://youtu.be/bg8HDvvpzM4

- "Капля"

https://youtu.be/Fh1uO5bacFc

- «Мотивирующий клип о ценности воды»

https://youtu.be/BWrN11aJ8tM

- «Проблемы питьевой воды»

https://youtu.be/LGq1NTwktLQ

- «Что, если бы на Земле не было воды?»

https://youtu.be/_NtiTNksRlA

- «Почему нужно беречь воду»

https://youtu.be/O_prJpzgCPw

https://youtu.be/O5qeD5_fzr4

- «Берегите воду!!»

https://utu.be/oglksu5c8pE

- «Почему вода необходима для нашей жизни?»

https://youtu.be/o-Z3AtxH51Q

 

- анимационный ролик «Берегите воду»

https://www.youtube.com/watch?v=_a_eL0_4lEM

- «Борец» мультфильм

https://www.youtube.com/watch?v=4wE5fOebNgE

- «Зачем нужно беречь воду?»

https://www.youtube.com/watch?v=FvXrVy3TFU4

- видео урок «Невский рак и безопасная питьевая вода»

https://www.youtube.com/watch?v=MymFHgW867w

- 5 сенсорная насадка

https://www.youtube.com/watch?v=yoFSK3pnAcw

- Мультик про чистую воду

https://www.youtube.com/watch?v=HcwDghABu6s

 «Секреты воды»

https://www.youtube.com/watch?v=DIekBn99cV4

- мультик «Откуда в нашем доме вода

https://www.youtube.com/watch?v=U_UGJt09hvI

- мультфильм Ну, погоди ! 2 кран

https://www.youtube.com/watch?v=SalBqjnAefE

- мультфильм «Ну, погоди ! беспокойная ночь»

https://www.youtube.com/results?search_query=мультфильм+Ну%2C+погоди+%21+8+беспокойная+ночь

 - мультфильм Ну, погоди ! берегите воду.

https://www.youtube.com/watch?v=7mGbgGGye5I

- берегите воду презентация

https://www.youtube.com/watch?v=BSeeUjL6JB4

Обращение с отходами

Актуальной проблемой современного мира является проблема, связанная с бытовым отходами. Проблема утилизации и переработки  мусора является  важнейшей экологической задачей, требующей скорейшего решения.   Многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех, и воспитанники детских садов не являются исключением.

      В детском саду  проводится работа по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей. Ребята научилиь выявлять каких бытовых отходов больше всего в детском саду и дома, учатся сами и учат других сортировать мусор по группам, знакомятся со способами утилизации отходов, привлекают внимание окружающих к этой проблеме.

Акция «Крышечки доброты»

Дидактическая игра «Сортировка мусора»

      В игре дети знакомятся с понятиями «сортировка мусорных отходов”, учатся сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.

Дидактическая игра «Соберём мусор вместе» (с обручами).

      Формируем умения у детей сортировать мусор, уточняем представления об источниках возникновения мусора.

Человек и природа «Сортируем мусор, бережём природу!»

      Формируем представление детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.

Человек и общество «Чистый город»

       Формируем представления детей о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов, привлекаем внимание детей к проблемам окружающей среды.

Изобразительное искусство. Аппликация «Весёлые зверята»

(из бросового материала – втулки от туалетной бумаги).

Педагог совместно с детьми решил дать вторую жизнь ненужному бросовому материалу.

Детский дизайн «Экскаваторы».

      Формируем умения самостоятельно создавать оригинальные образы, развиваем умения самостоятельно экспериментировать с материалами.

Проект «Вторая жизнь бумаги»

    Расширяем и обогащаем представление детей о бумаге. Развиваем условия для формирования у детей бережного отношения к использованию природных ресурсов («вторая жизнь бумаги»).

Человек и природа «Луговые травы»

Использование атрибута «Коровы Зорьки» на занятии.

Человек и природа «Здоровое питание. Молочные продукты»

 

Человек и природа «Времена года».

Использование атрибута «Дерево» по изучению времён года.

Использование атрибута "Робота Познайки" на занятиях.

 

Эксперимент «Какой кораблик дольше продержится на воде?»

    Формируем у детей умения сравнивать материал – бумагу; выясняем поисково-исследовательским путём, из какой бумаги лучше всего сделать кораблик.

 

Опыт «Что исчезнет?»

        Уточняем представления детей об источниках возникновения мусора, привлекаем внимание к проблемам окружающей среды. Развиваем интерес к исследовательской деятельности, совершенствуем умения обобщать, делать выводы.

 

Мастер – класс «Воспитатель всё может».

Изготовление поделок в технике «папье - маше».

 

Работа с родителями – выставка поделок «Очумелые ручки»

(вторая жизнь мусора).

 

Работа с родителями – выставка поделок «Очумелые ручки»

(пластик).

 

«Пасхальная выставка»

(вторая жизнь мусора).

 

Памятки

 

 

Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)

Экологический праздник "В гости к Деду Природоведу".

 

Участие в областном конкурсе "Экомарафон".

Работа для конкурса выполнена воспитателем дошкольного образования ГУО "Санаторный ясли-сад №34 г. Гродно" Рогацевич Валерии Мечиславовной.

 

Экологический практикум для родителей и воспитателей.

 

«Волшебные травы родного края»

Ведущий: Здравствуйте! Приглашаем Вас в мир волшебных трав нашего края!

   Как известно, фитотерапия или «цветущая терапия»  является самым древним способом  лечения. «Чтобы жить нужны: солнце, свобода и маленький цветок» - говорил Ганс Христиан Андерсен.

 

И действительно, «стихи Земли, как называют цветы поэты, сопровождают нас всю жизнь…  На протяжении столетий цветы считались носителями волшебных чар и божественных сил. Их использовали во всевозможных обрядах, церемониях, ритуалах.  Они украшали знамена, гербы, печати, служили символами тайн, любви, мира и даже эталонами, например, для финского ордена Белой Розы и французской Белой Лилии…

 

Среди целительных средств в народной и научной медицине немало цветов. Учеными обнаружено более трехсот летучих веществ, выделяемых цветами. Многие из них оказывают благотворное, а порой и очень эффективное воздействие на организм человека.

   Более подробно Вас с этим познакомит наш фитотерапевт.

 

Фитотерапевт: Веками из уст в уста передавались сведения о целебных свойствах растений, рецепты настоев, отваров и секреты их приготовления. Эти сведения сохранились в многочисленных «травниках» и «лечебниках» и являются народным достоянием, не утратившим своей ценности, до настоящих дней. Народные способы лечения всегда просты, доступны, безвредны и приносят больному облегчение и выздоровление.

В домашних условиях чаще готовят отвары и настои.

   Для приготовления  отвара измельчают лекарственное сырьё и заливают водой, размешивают, закрывают крышкой и оставляют на ночь при комнатной температуре. Утром смесь кипятят на медленном огне 5-20минут; отстаивают полчаса и процеживают.

   Настои – измельчают смесь, заливают кипятком и доводят до кипения, заливают в термос или укрывают крышкой для напаривания на время от 0,5 часа (трава, цветки) до 10-12 часов (шиповник, грубые части растений). Пользуются эмалированной, стеклянной или посудой из нержавеющей стали с крышкой.

 

   Хранить настои и отвары следует в темном и прохладном месте, холодильнике не более трех суток. Лучше их готовить ежедневно. Перед употреблением взбалтывать.

 

   В повседневной жизни мы часто используем лечебные сборы, т.е. смесь нескольких видов лекарственных трав. Из сборов готовят отвары и настои, которые часто называют чаем. Название сборов (чаев) говорит об их действии.

 

   Хочу познакомить вас с самыми простыми и эффективными сборами, а так же дать практические рекомендации по их применению, заготовке и хранению.

Напиток «Шиповник»

Плоды шиповника(разрезанного) в соотношении1:5 кипятить 15-20мин и настаивать 24часа.Затем отфильтровать, добавить сок лимона, сахар

Напиток «Сбитень»

1,5-2 литра воды; 150г меда,100г сахара,2 бутона гвоздики,5 горошин черного перца; имбирь, корица, мята, зверобой – по 1-2ч. ложке

      Демонстрация изображений гербарных образцов лекарственных трав

Напиток «Осенний»

30г ягод рябины,30г плодов шиповника, 1л воды, 50гсахара

 

Аптека  трав

Смеси для полоскания горла(ангина)

1.Лист эвкалипта – 2 части

   Семена льна – 1 часть

   Ромашка (цветы) – 2 части

   Липа (цветы) – 2 части

2.Душица (трава) – 1 часть

   Ромашка (цветы)

   Шалфей (трава)

3.Зверобой  (трава с цветами) – 2 части

   Лен (семена) – 1 часть

   Календула – 2части

   Ромашка – 2 части

 

Сбор грудной

Мать-и-мачеха (листья) – 4 части

Подорожник (листья) – 3 части

Солодка (корень) – 3 части

Взять 2ст.л. сбора на 1стакан воды; настаивать 10 мин. Пить по 1/3 стакана через 3 часа в теплом виде

 

Отхаркивающее и бактериацидное средство

1ст.л. багульника болотного на 1 стакан кипятка, настоять. Принимать 3 раза в день при острых бронхитах и туберкулезе

 

Средство от кашля (бронхиты, плевриты, пневмонии)

Потогонный чай в начале заболевания:

Липа (цветы), малина (ягоды и листья); заварить и дать настояться15мин. Пить как чай на ночь. Помогает в остром периоде.

 

Сбор аппетитный

Полынь (трава) – 2 части

Одуванчик (трава) – 1 часть

Тысячелистник (трава) – 2части

Две столовые ложки сбора залить стаканом воды, кипятить, настаивать20мин., принимать по столовой ложке за 25мин. до еды

   Сбор трав – дело весьма тонкое. Оно не терпит суеты и требует соблюдения правил, с которыми я хочу Вас познакомить.

    Обратите внимание на календарь сбора лекарственных трав

 

Сбор витаминный

Крапива (листья) – 3 части

Морковь – корень – 3 части

Смородина (ягоды) – 1 часть

Шиповник (плоды) – 3 части

1столовая ложка сбора на стакан воды. Кипятить 10мин., настаивать 4 часа, пить по 0,5 стакана 3 раза вдень

 

Сбор, понижающий кровяное давление

Боярышник (плоды) – 3 части

Боярышник (цветы) – 3 части

Омела (листья) – 3 части

Тысячелистник (трава) – 4 части

Хвощ (трава) – 3 части

Чеснок  (луковица) – 3 части

1ст.ложка на стакан воды, кипятить 20мин. пить 1/3 стакана 3 раза в день

 

   Демонстрация плаката «Правила сбора лекарственных трав»

 

Ведущий: Спасибо фитотерапевту. Но что же делать тому, кто не успел летом собрать лекарственные травы? Не беда. Нам помогут наши друзья – комнатные растения.

 

Цветовод: Обратите внимание на выставку комнатных растений, которую мы подготовили.

Знаете ли вы, что «внутренний» домашний воздух в 6 раз грязнее наружного и в 8-10 раз токсичнее, особенно в каменных и кирпичных домах. Загрязнение воздуха на здоровье сказывается не сразу.  Сначала ухудшается самочувствие, потом начинает болеть голова, бессонница, раздражительность, а потом снижение иммунитета, ОРЗ, бронхиты, аллергия. Активный очиститель воздуха  - хлорофитум.

   Народная медицина считает, что аромат листьев герани  снимает головную боль, прогоняет усталость, так как в листьях содержатся фитонциды, дезинфицирующие воздух. Наиболее известные виды – герань плющевидная, душистая. В настоящее время есть сорта с запахом мяты, розы, лимона и даже перца.

   Листья примулы идут на заварку чая, который укрепляет нервы. Англичане молодые листья примулы едят как салат, а корни как пряность. Примула содержат витамин «С», каротин. Весной 2 листика примулы – суточная доза для человека витамина «С»

   Каланхое . Сок для лечения ожогов, биостимулятор для лечения язв на коже, ран; применяется при насморке

   Алоэ древовидное возбуждает аппетит (сок), оказывает слабительное, бактерицидное действие; имеет косметическое действие (повышает тонус кожи, предупреждает появление морщин.

 

   Ведущий: Множество легенд и преданий сложено о цветах. Они цветут в бесчисленных произведениях литературы и искусства. Здесь и «Подснежник» Чайковского, и «Красный мак» Глитера, и «Сирень» Врубеля и Кончаловского, «Подсолнухи» и «Маки» Ван Гога… И свой волшебный цветок Вам дарит … (Испонение песни «Пах чабаровы»)

  

   Ведущий: Все мы познаем мир с помощью наших «помощников» – органов чувств. И наше самочувствие во многом зависит от состояния наших органов чувст – анализаторов. Итак,  со зрением у всех порядок. Со слухом, как мы проверили только что по вашим аплодисментам – тоже. Теперь проверим обоняние Предлагаем вам игру «Узнай по запаху»

 

Конкурс «Узнай по запаху»

 

Ведущий: Я буду давать понюхать пряность, а вы должны отгадать ее. Я  буду давать вам подсказку в виде истории этих растений.

- англичане давали этому растению название, которое можно перевести как «все приправы разом». В качестве приправы используют незрелые плоды дерева (перец душистый)

- в Древнем Риме существовал обычай: к приходу гостей столы натирались свежесорванным растением, а стены и полы обрызгивались водным настоем его листьев. А древние ученые утверждали, что растение благотворно влияет на работу головного мозга. Поэтому знаменитый римский историк Плиний Старший постоянно носил на голове венок, сплетенный из свежего растения. В России перед обедом для аппетита пили квас этого растения (мята перечная)

- это растение было посвящено Древнегреческому Божеству украшавшему свое чело и лиру венками из этого растения. Венками этого растения , как символом славы в древности венчали национальных героев, выдающихся поэтов, ученых. И в наши дни победителей международных соревнований нередко увенчивают венком из этого растения (лавр благородный)

-эту пряность получают в результате измельчения до порошка коры двухлетней древесины. Название растения в переводе с греческого означает «безупречная пряность» (корица)

- плоды этого растения содержат до 2% эфирного масла, которое является исходным продуктом для получения вещества с запахом розы, фиалки, лилии и лимона. Плоды растения употребляют для ароматизации хлеба и кондитерских изделий, маринадов, соусов, колбас, сыров. В Армении, Грузии, Азербайджане листья растения – излюбленная зелень (кориандр(кинза))

- это самая ценная восточная пряность. При дворе китайского императора существовал обычай, по которому чиновники, придворные, которым давалась аудиенция, обязаны были держать во рту эту пряность, для того, чтобы не осквернять владыку нечистым дыханием (гвоздичное дерево)

- в Египте на строительство пирамид сгоняли тысячи рабов, которым ежедневно давали это растение, чтобы они не болели. Греки и славяне в древние века считали это растение незаменимым средством против укусов ядовитых змей. Поэтому это растение называли «змеиной травой». Это растение отличается сильным бактерицидным действием. Его фитонциды убивают опасные болезнетворные микробы (чеснок)

   Подведение итогов.

  

   Ведущий: Теперь посмотрим как у Вас развит орган вкуса

  

   Игра «Узнай на вкус»

   Ведущий: я хочу познакомить Вас с некоторыми вкусными изделиями из плодов деревьев и кустарников, а Вы должны попробовав, отгадать, из каких плодов они сделаны.

 

- с глубокой древности до наших дней – это излюбленная русская ягода. В Древней Руси вместо чая по утрам пили «взварец» из этого растения. Во времена основателя Москвы Юрия Долгорукого в подмосковных садах были такие заросли этого растения, что в них встречались медведи – большие любители ягоды (малина)

-это старинное ягодное растение. Существует предание, что Москва-река раньше называлась названием этой ягоды, так как по ее берегам росло много этой ягоды (смородина черная)

-царская ягода, так как из ее варили в старину, и теперь готовят «царское варенье».Еще эту ягоду называют «северным виноградом» (крыжовник)

-самая аппетитная ягода – ноябрьская, схваченная морозом. Сладкую ягоду или подснежницу, можно отведать весной, снег оттает. Перезимовав, она теряет часть природной кислоты (клюква)

- Лучший клей для бумаги, получаемый из камеди, вытекающий из веток и ствола этого дерева. На каждом дереве у малозаметных трещинок свисают мягкие или отвердевшие прозрачные желтоватые капли камеди, напоминающие смолу(вишня)

- заботу об этом растении человек начал проявлять не менее 5тыс.летназад.Особенно прославляется в летописях при Киево-Печерском монастыре сад, заложенный в 1051 году в эпоху правления Ярослава Мудрого (яблоня)

 

   Ведущий: итак все наши органы в порядке! Пора заняться нашей внешностью. Фитокосметика, или «цветущая косметика» нам поможет

 

   Многие косметические средства, причем очень эффективные, можно приготовит самим.

Итак, зверобой продырявленный – в домашней косметике применяется в виде отваров, настоев и масок.

Отвар применяется при уходе за увядающей, сухой кожей лица и шеи 2ст.ложки измельченной травы залить стаканом кипящей воды, кипятить 30 мин. в закрытой посуде и настаивать 10 мин.Протирать кожу лица и шеи

Масло – для сухой, раздраженной кожи. 1 часть травы залить 2частямирастительного масла. Настаивать 3 недели. Настоем протирать кожу лица

 

Крапива двудомная – настой против выпадения волос и перхоти, а также при жирной себорее головы. 3ст. ложки измельченных листьев залить стаканом воды, настоять30 мин. Втирать в кожу головы 1-2 раза в неделю. Настойка – с той же целью.1 часть свежих вымытых листьев залить 10 частями водки, настоять 8-10 дней в темном месте, процедить. Втирать в кожу головы 1-2 раза в неделю

 Маска –для сухой кожи 1 часть измельченных листьев+1 часть меда. Нанести на чистую кожу.

Компресс – для жирной кожи лица. 2 столовые ложки измельченных листьев залить 1л кипятка, настоять в течение 1 часа, процедить

Ромашка аптечная – отвар – при мешках под глазами.1 ч.л. сухих измельченных цветков залить стаканом кипящей воды. Кипятить 30 мин., процедить. Половину отвара остудить, половину – подогреть. Поочередно накладывать тампоны на глаза с холодным и горячим компрессом (10мин)

Крем – для питания сухой и нормальной кожи. Ложку теплого настоя и 1лложку сливочного масла тщательно растереть и нанести на лицо

Настой – промыть воспаленные усталые веки, ополаскивать голову после мытья при сухой перхоти и выпадении волос; протирать обмороженные места 2ст. ложки сухих измельченных цветков залить стаканом воды, кипятить15мин, настаивать 45мин, процедить. Из настоя  можно приготовить кубики льда, которые тонизируют кожу, разглаживают морщины.

Липа серцевидная

Лосьен –для сухой  и нормальной кожи. Предохраняет от морщин, смягчает и очищает кожу, придает золотистый оттенок. Залить 2 столовые ложки измельченных цветков залить стаканом кипятка, кипятить 15 мин., настоять 45 мин.

Маска –для сухой и нормальной кожи. 1ст.л. измельченных цветков залить 1 стаканом горячей воды, нагреть на слабом огне до образования густой массы, остудить. Нанести на кожу лица толстым слоем на 20 мин; снять сухим ватным тампоном, умыть прохладной водой лицо и нанести крем

 

Ведущий : ну а сейчас приглашаю вас принять участие в музыкально-цветочной конкурсе.

 

   Игра «Кто больше знает песен о цветах?

  

   Ведущий: Всем спасибо за чудесный вечер. А сейчас приглашаем Вас в наш Фитобар!

(звучит музыка, гости угощаются предложенными настоями и чаем из трав и цветов)

 

Брейн-ринг для воспитателей.

Повышение экологической компетенции педагогов.

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей.

 

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня в рамках семинара-практикума проводится брейн-ринг по теме «Повышение экологической компетенции педагогов». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе и продемонстрировать ваши многочисленные таланты. Оценивать выступления команд будет жюри (представляются члены жюри).

Итак, начинаем наш брейн-ринг.

И сразу первое задание. Вам необходимо придумать название ваших команд (на выполнение отводится 1 минута).

Конкурс № 1. «Экологическая разминка»

Каждой команде предлагается по 10 вопросов, на которые нужно быстро ответить.

Вопросы для команды № 1

  1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
  2. Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)
  3. Наука о животных. (Зоология)
  4. Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
  5. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
  6. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
  7. Самец кукушки. (Кукух)
  8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
  9. Какую траву любят кошки? (Валериана)
  10. Самая высока трава? (Бамбук)

Вопросы для команды № 2

  1. Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной)
  2. Лесной петух. (Глухарь)
  3. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
  4. Наука о растениях. (Ботаника)
  5. Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)
  6. Трава от 99 болезней. (Зверобой)
  7. Пингвин птица или животное? (Птица)
  8. Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)
  9. Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц)
  10. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

Конкурс № 2. Игра «Ассоциация»

Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т. д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?

Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег команды противников, не называя его (педагоги составляют описание-ассоциацию на одного из педагогов).

Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:

- со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

- с природным явлением;

- с животным (зверь, птица, насекомое);

- с растением (дерево, кустарник, цветок);

- с минералом.

 

Конкурс № 3. «Основные принципы экологии»

Американский эколог Барри Коммонер так сформулировал основные принципы экологии:

- всё связано со всем;

- всё куда-нибудь девается;

- всё что-нибудь да стоит;

- природа знает лучше.

Приведите по одному примеру по каждому принципу.

Конкурс № 4. «Загадки - иллюстрации»

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения

  1. И. И. Шишкин «Рожь»;
  2. И. И. Левитан «Весна. Большая вода»;
  3. А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;
  4. И. И. Левитан «Март»;
  5. И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»;
  6. И. И. Шишкин «На севере диком»;
  7. И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж»;
  8. А. И. Куинджи «Берёзовая роща»;
  9. И. И. Шишкин «Корабельная роща»;
  10. И. И. Шишкин «Дубовая роща»;
  11. А. А. Пластов «Первый снег».

Конкурс № 5. «Угадай по пантомиме»

Каждому педагогу предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое-либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников. Жюри оценивает выразительность изображения, схожесть передачи с характерными признаками повадок животных.

  • Сорока;
  • Жираф;
  • Шимпанзе;
  • Индюк;
  • Страус;
  • Бобёр;
  • Белка;
  • Сова;
  • Медведь;
  • Лиса;
  • Заяц;
  • Пингвин

Конкурс № 6. «Экологический кроссворд»

Членам команд предлагается разгадать кроссворд на экологическую тематику. Оценивается правильность и быстрота выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. При повышении температуры воздуха до 0 градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называют (Оттепель)
  2. Бабочка эта «сухопутная»: летает над лесными полянами и опушками. А имя у неё – «морское». (Адмирал)
  3. У всех насекомых шесть ног. А у этого жителя Планеты – восемь. (Паук)
  4. Полевой цветок очень красивой формы. Из его лепестков получают стойкую голубую или синюю краску. (Василёк)
  5. Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе. (Туман)
  6. Лекарственное растение. В народе его называли «ранник», «чирьева трава». (Подорожник)
  7. Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот побежит ветерок и послышится тихий серебристый перезвон. (Колокольчик)
  8. Хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает хвоинки. (Лиственница)
  9. Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. (Снежинки)

Конкурс № 7. «Музыкальный марафон»

Задание № 1. Прослушать запись и определить природные звуки.

Задание № 2. Прослушать музыкальный отрывок, назвать автора и произведение (по выбору музыкального руководителя).

Конкурс № 8. «А знаете ли вы?»(домашнее задание, вопросы задают команды).

Конкурс № 9 «Народные приметы»

Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас и вот – живут поныне.

(Роман Ругин)

Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.

- Кошка свернулась клубочком – к похолоданию

- Ворона кричит зимой – к метели

- Лягушки квакают – к дождю

- Воробьи в пыли купаются – к дождю

- Около луны звезда народилась – к потеплению

- Собаки катаются – к пурге

Презентация групповых экологических проектов.

Подведение итогов конкурса совместного творчества детей и родителей «Берегите природу!».

Подведение итогов.

 

 

Информационный материал по актуальным направлениям проекта "Зеленые школы"

 

В рамках реализаци проекта "Зелёные школы" педагогами нашего дошкольного учреждения был собран материал по всем актуальным направлениям. Информация в течении года размещалась в информационных уголках для родителей и информационных стендах дошкольного учреждения.

 

Биоразнообразие

Памятки, рекомендации, информационные листы, консультация для родителей.

 

<font color="#c0392b"><font face="Times New Roman, serif">Энергосбережение</font></font>

Рекомендации, памятки, информационные листы, пиктограммы.

<font color="#c0392b"><font face="Times New Roman, serif">Водосбережение</font></font>

Памятки, рекомендации, советы, пиктограммы.

Обращение с отходами

Памятки, рекомендации.