- острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению аппетита, регрессу в речевом развитии /~ 1 месяц /
- подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка /~ 3-5 месяцев/
- фаза компенсации – характеризуется убыстрением развития
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
легкая адаптация – сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
- До поступления ребенка в учреждение дошкольного образования постарайтесь отучить ребенка от вредных привычек (засыпать при укачивании и с пустышкой, сосать пальцы, кормление с отвлечением книжками или игрушками и т.п.). Научите всем необходимым навыкам самообслуживания: есть ложкой, пить из чашки, одеваться-раздеваться, самостоятельной игре с игрушками, общению со сверстниками (попросить игрушку, поделится с малышом, поблагодарить и т.п.).
- Заранее узнайте все новые моменты в распорядке дня в детском саду и введите их в распорядок дня ребенка дома.
- Подробно рассказывать ребенку, что его ждет в детском саду. Пусть малыш ожидает посещения дошкольного учреждения с положительными эмоциями, а не воспринимает как неожиданность или неприятную необходимость.
- Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с дошкольным учреждением.
- Отправляйте ребенка в ясли только здоровым.
- Облегчите малышу задачу самообслуживания простой стрижкой, удобной одеждой без декоративных элементов типа маленьких пуговиц и застежек на спине (главный принцип – чем проще, тем лучше), обувь выбирайте на липучках.
- Планируйте своё время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком дошкольного учреждения у Вас была возможность не оставлять его в группе на целый день.
- Оставляя ребенка в дошкольном учреждении, постарайтесь быть спокойными и уверенными сами, так как малыш может уловить Ваше беспокойство и будет расстраиваться и плакать еще больше.
- Будьте тверды и последовательны в своих поступках, не позволяйте ребенку манипулировать собой и вынуждать забирать его из яслей домой без всякой необходимости.
- Не затягивайте расставание долгими объяснениями, поцелуями и сладкими обещаниями.
- Придумайте и отрепетируйте несколько способов прощания с ребенком, например воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, обоюдное поглаживание по спинке и др., что поможет отвлечь его от грустных мыслей.
- Поддерживайте дома спокойную обстановку.
- Не демонстрируйте излишнюю подозрительность, спрашивая, не обижают ли малыша в яслях.
- Не говорите в присутствии ребенка плохо о дошкольном учреждении.
- Дайте ребенку возможность после яслей побегать, попрыгать, поиграть в подвижные игры, сходите вместе с ними в парк, на игровую площадку.
Будьте благоразумны и помогите малышу войти в новую жизнь!