Verification: 34894b925dc6c7c7

Советы руководителя физического воспитания

ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА- ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фитбол – гимнастика – это выполнение упражнений с большим ярким мячом из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа на нем, на животе или спине с опорой о пол руками, ногами, лежа на полу, упражнения в движении и различные виды бросков.

При выполнении упражнений на фитболах происходит коррекция нарушений осанки, так как колебания мяча (вибрация) воздействует на позвоночник, межпозвоночные диски, ткани и суставы. При систематически нарастающей нагрузке укрепляется мышечный корсет и брюшной пресс, улучшается обмен веществ в межпозвоночных дисках, а также кровообращение в области позвоночника.

Рекомендации при выполнении упражнений на фитболах:

  1. Подберите мяч по росту ребенка.
  2. Начинайте выполнять упражнения с простых исходных положений постепенно подготавливая организм к физической нагрузке, примерно 5 минут. Затем, переходите к более сложным заданиям, тренируя различные мышечные группы примерно 15 минут. Заканчивайте занятие постепенным переходом от повышенной мышечной деятельности к спокойной - 5 минут.
  3. Упражнения не должны причинять боль и вызывать дискомфорт.
  4. Исключите упражнения на скручивание в шейном и поясничном отделах позвоночника, упражнения с интенсивным напряжением мышц шеи и спины, быстрые и резкие движения.
  5. Выполняя упражнения в положении лежа на спине или животе, голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
  6. При выполнении упражнений в положении лежа на животе с упором руками о пол, ладони располагаются параллельно на уровне плечевого сустава.
  7. Занимаясь с ребенком, соблюдайте страховку, следите за техникой выполнения упражнений.
  8. Очень важно создавать у ребенка положительный эмоциональный фон и бодрое настроение.
  9. Занятия проводить в хорошо проветренном помещении.
  10. Время для занятий утром до обеда или вечером до ужина.
  11. Продолжительность не более 25 минут.

Предлагаю примерный комплекс упражнений с использованием художественного слова для хорошего настроения. Стихи использовать, как рифмовку вместо счета раз – два, три – четыре.

Упражнение №1 «Я расту»

И. п.(исходное положение) Стоя на полу, ноги на ширине ступни, мяч внизу.

1, 3 держать мяч за рожки, поднять вверх, посмотреть на него, встать на носки.

2, 4 вернуться в и. п. (Повтор: 5-6 раз.)

Упражнение №2 «Силачи»

И. п. Сидя на мяче, руки в стороны ладонями вверх.

1 -2 согнуть с силой руки к плечам.

3 -4 вернуться в и. п. (Повтор: 5-6 раз.)

«Силачи, силачи,

Съели калачи.

Съели все калачи,

Вот такие силачи».

Упражнение №3 «Мельница»

И. п. Сидя на мяче, одна рука вверху, другая внизу, пальцы разведены.

1-4 вращение прямыми руками вперед,

5-8 вращение прямыми руками назад.(Повтор: 3-4 раз.)

«Дуйте, дуйте ветры в поле,

Чтобы мельницы мололи.

Чтобы завтра из муки,

Испекли нам пирожки».

Упражнение №4 «Колобок»

И. п. Стоя на коленях, мяч перед собой.

1 -2 прокатывать мяч пальцами вокруг себя вправо, влево, сесть на пятки, 3 -4 поменять за спиной руку, прокатывать мяч вперёд, встать на колени, поменять руку. (Повтор: по 3-4 раза.)

Упражнение №5 «Горка»

И. п. Сидя на полу, мяч за спиной держать за рожки.

1, 3 приподнять туловище, опираясь на стопы, спина упирается в мяч, голову держать на одной линии с позвоночником.

2, 4 вернуться в и. п. (Повтор 5-6 раз.)

Упражнение №6 «Прятки»

И. п. Сидя на полу, ноги врозь, мяч между ног, руки на мяче.

1, 3 наклоняться, прокатывая мяч вперёд, спрятаться за него.

2, 4 вернуться в и. п. (Повтор: 5-6 раз.)

«Раз, два, три, четыре пять,

Начинаем мы играть.

Раз, два, три, четыре пять,

Будем прятаться опять».

Упражнение №7 «Самолёт»

И. п. Лёжа животом на мяче, упор на стопы, руки ладонями упираются в пол.

1-3 руки в стороны, голову держать прямо, смотреть вниз.

2-4 вернуться в и. п. (Повтор: 6 раз.)

«Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.»

Упражнение №8 «Покатаемся».

И. п. Лёжа животом на мяче, руки упираются ладонями в пол, ноги вытянуты.

1-4 на мяче, голову держать прямо, смотреть вниз,

5-8 тоже назад.

Вернуться в и. п. (Повтор: по 3 раза.)

«Мы катились, мы катились.

А потом, мы воротились.

Покатились мы вперёд,

А потом, наоборот».

Упражнение №9 «Мостик»

И. п. Лёжа на спине, на полу, ладони упираются в пол, ноги на мяче.

1, 3 приподнять туловище, упор на пятки и лопатки.

2, 4 вернуться в и. п. (Повтор:5-6 раз.)

«По мосточку пойдём,

В гости к солнышку придём.

По мосточку шли, шли,

В гости к солнышку пришли».

Упражнение №10 «Вверх – вниз»

И. п. Лёжа на спине, на мяче, руки держат мяч сбоку, ноги прямые.

1, 3 скатиться по мячу вниз, сесть,

2, 4 принять и. п. (Повтор: 5-6 раз.)

Произносить: «Вверх – вниз», при выполнении упражнения.

Упражнение №11 «Мой весёлый звонкий мяч»

И. п. Сидя на мяче, держась за рожки, выполнять прыжки на месте, или с продвижением вперёд.

«Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой».

 

Литература:

  1. Власенко, Н.Э. Фитнес для дошкольников / Н.Э. Власенко. – Мозырь: Содействие, 2008. – 120 с.
  2. Власенко Н.Э.  Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория, методика, практика). / Н.Э. Власенко — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 112 с.

3.Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте : учеб.-метод. пособие / под ред. С.П. Евсеева. СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. – 127 с.

 

свернуть

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО УГОЛКА ДОМА

    Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентаремразличного назначения.

    Дома желательно иметь так называемое надувное бревно длиной 1 – 1,5м (можно использовать матрац, одеяло). Ребенок через него сначала переползает, затем перешагивает, ставит игрушки, сидит на нем, катает, отталкивает. По доске длиной 1,5 – 2 м, шириной 30 – 20 см ребенок ходит, упражняясь в сохранении равновесия, ползает по ней на четвереньках (коленях и ладонях), перешагивает через нее.

    В спортивном уголке дома должны быть мелкие физкультурные пособия: мячи разных размеров (от маленького теннисного до большого надувного мяча и набивного мяча массой 1кг для детей старшего дошкольного возраста), обручи диаметром 15 – 20 см, 50 – 60 см, палки диаметром 2,5 см разной длины короткие 25 – 30 см, длинные 70 – 80 см, скакалки, кегли, детский дартс с мячиками на липучках, скутер, санки, лыжи, велосипед, доски для плавания, резиночка для прыжков, хоккейные клюшки, кольцеброс. Можно самим сшить и набить мешочки. Маленькие 6 Х 9 см, масса 150 г метают в горизонтальную и вертикальные цели, а большие 12 Х 16 см, масса 400 г используют для развития правильной осанки, нося их на голове.

    Существует множество способов, обеспечивающих физическое развитие детей: совместные подвижные игры и физические упражнения, закаливание, зарядка, занятия в спортивных секциях, семейный туризм и др.Но наиболее оптимальных результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться, сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно-оздоровительном комплексе, включающем разнообразные спортивные снаряды и тренажеры. При этом ребенок получает уникальную возможность самотренировки и самообучения вне зависимости от погодных условий, наличия свободного времени у родителей.

    Основное назначение универсального физкультурно-оздоровительного комплекса «Домашний стадион» - развитие практически всех двигательных качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости.

Занятия на спортивно-оздоровительном комплексе:

делают процесс каждодневных занятий физической культурой более эмоциональным и разнообразным;

избирательно воздействуют на определенные группы мышц, тем самым ускоряя процесс их развития;

позволяют достичь желаемых результатов за более короткий срок.

Подсказки для взрослых.

  1. Не рекомендуется заниматься физической культурой на кухне, где воздух насыщен запахами газа, пищи, специй, сохнущего белья и т.д.
  2. При установке комплекса размах качелей и перекладины трапеции не должен быть направлен в оконную раму.
  3. Следите за тем, чтобы в поле деятельности детей не попадали предметы, которые могут разбиться или помешать движениям. Уберите из непосредственной близости от комплекса зеркала, стеклянные и бьющиеся предметы.
  4. Во время занятий ребенка на физкультурном комплексе положите на пол матрасик (его можно заменить толстым ковром, гимнастическим матом, батутом, сухим бассейном с шариками). Это необходимо для того, чтобы обеспечить мягкость поверхности при спрыгивании со снарядов и предупредить возможность повреждения стоп.
  5. Закройте электрические розетки вблизи комплекса пластмассовыми блокираторами.
  6. Желательно перед занятиями и после них проветрить помещение, где установлен физкультурный комплекс.
  7. К занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально и двигательно перевозбужденных детей, потому что они не могут сконцентрировать внимание и контролировать свои движения. Их следует успокоить: предложить договориться о правилах игры, дать двигательное задание, требующее собранности и сосредоточенности, включить спокойную музыку и т.д.

Как обеспечить страховку ребенка во время занятий.

    Доверяйте своему ребенку. Если он отказывается выполнять какое-либо ваше задание, не настаивайте и не принуждайте его.

    Поддерживайте любую разумную инициативу ребенка: «Давай я теперь буду с горки кататься!» - «Давай!» - «А теперь давай буду на турнике на одной ноге висеть!» - «Нет. Этого делать нельзя! (Не надо вдаваться в долгие объяснения, почему этого делать не стоит: нельзя – значит нельзя!) Но можно повисеть на турнике вниз головой, зацепившись двумя ногами, когда я тебя крепко держу».

    Страхуйте ребенка при первых самостоятельных попытках освоить новый снаряд, особенно при знакомстве с кольцами и лианой. Как только снаряд будет освоен дошкольником достаточно уверенно, займите позицию стороннего наблюдателя, похвалите его ловкость. Поднимая ребенка вверх за руки, никогда не держите его только за кисти (кости и мышцы запястья дошкольника окрепли еще недостаточно), обязательно придерживайте целиком за предплечья. Самый безопасный вид страховки: поддержка за бедра.

    При выполнении упражнений на перекладине, кольцах, лиане следует фиксировать положение позвоночника. Для этого встаньте сбоку от снаряда и положите ладони одновременно на грудь и спину дошкольника.

    Стремитесь пресекать опрометчивость и браваду ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте: «А я и без рук могу стоять на перекладине». Учите его быть внимательным и осторожным, чтобы он сам заботился о собственной безопасности.

    Вниманию родителей: вис только на руках опасен вашему ребенку. Поэтому длительные висы на кольцах и лиане заменяйте полувисами, при которых ребенок еще упирается ногами об пол.

    Занимаясь и играя вместе с ребенком, помогая ему самостоятельно подтянуться, залезть до верха лесенки, перепрыгнуть через кубик, вы даете ему возможность восхищаться вами: «Какой мой папа сильный! Какая моя мама ловкая!» Постепенно совместные занятия физической культурой станут счастливыми событиями дня, и ребенок будет ждать их с нетерпением и радостью. Средняя продолжительность занятий составляет 20 – 30 мин.

свернуть

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Физическое развитие ребенка.

С чего начать?

Многие родители задаются вопросом: с какого возраста целесообразно начинать физическое воспитание детей? Ведь большинство родителей не ставят перед собой цель вырастить олимпийских чемпионов, для них спорт и дети – просто способ обеспечить ребенку здоровое детство и заложить в него чувство уверенности в собственных силах, привить некоторые навыки, приучить к дисциплине. Решить все эти задачи возможно при помощи правильно организованного физического воспитания детей дошкольного возраста.

Спорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников.

Физическое воспитание детей – один из вопросов, которые призваны решать как родители, так и педагоги детских садов. Современные детские сады обычно оборудованы всем необходимым для организации физического воспитания дошкольников. В детском саду руководитель физического воспитания проводит с детьми утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультурные праздники, физкультурные досуги, дни здоровья, цель которых – дать малышам возможность вволю подвигаться, задействовав все группы мышц.

В теплое время года вся физкультурно-оздоровительная работа проводится на свежем воздухе.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает их ежедневное участие в подвижных играх. Они способствуют развитию физических способностей детей, быстроты реакции, а также социальных навыков и коммуникабельности.

А если малыш не посещает детский сад?

Физическим воспитанием дошкольников необходимо заниматься дома, если ребенок по каким-либо причинам не ходит в детский сад. Существуют утвержденные программы физического воспитания детей, по которым можно проводить самостоятельные занятия с малышом. Узнать содержание программ физического воспитания детей дошкольного возраста можно у детского врача или сотрудников детского сада.

Доказано, что правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста напрямую влияет на нормальное развитие ребенка и его рост. Очень важно уделять внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста на свежем воздухе: это способствует закаливанию детского организма, избавляет малыша от многих болезней.

Спорт и дети: в какую секцию отдать?

Прежде чем отдавать малыша в ту или иную спортивную секцию, присмотритесь к нему, обратите внимание на способности и физические возможности. Физическое развитие ребенка – дело серьезное. Необходимо посоветоваться с врачом, а также с руководителем секции или спортивного кружка, который занимается физическим воспитанием детей. А задача родителей – выслушать рекомендации специалистов и принять решение, по силам ли ребенку та нагрузка, которая ляжет на его плечи.

Задумываясь над проблемами физического воспитания своего ребенка, родители часто оказываются перед выбором, в какую спортивную секцию записать сына или дочку?

Успех физического развития ребенка нередко зависит от «точности попадания». Не стоит руководствоваться при выборе решением своих знакомых или друзей и вести своего ребенка в ту же секцию, куда те отдали своих детей. Присмотритесь к особенностям характера своего чада при выборе направления физического воспитания ребенка.

Если у него хорошо развиты навыки общения, если он в любом коллективе чувствует себя, как рыба в воде, ему отлично подойдут командные виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т. д.

Для организации физического развития ребенка, который является выраженным лидером и не привык делиться своими победами, оптимальным вариантом станет секция художественной или спортивной гимнастики, теннис. Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка.

Если вы хотите заниматься физическим воспитанием детей гиперактивных, можно обратить внимание на секции единоборств. Здесь ребенок сможет выплеснуть излишки энергии и избавиться от своей агрессии.

Если вы озабочены проблемами физического воспитания тихого, замкнутого и застенчивого ребенка, не спешите принуждать его заниматься командными видами спорта в надежде, что он станет более общительным. Скорее ему придется по душе конный спорт или плавание.

Эти же виды спорта отлично подойдут и слишком эмоциональным, вспыльчивым детям, чьи родители стремятся воспользоваться физическим воспитанием детей для укрепления их здоровья.

Имейте ввиду, что большая часть тренеров заинтересована в посещении их кружка максимальным количеством детей. Занимаясь физическим воспитанием детей, руководитель может уговаривать вас отдать к нему ребенка как можно раньше. Но подумайте: не повредят ли малышу чрезмерные спортивные нагрузки? Это значит, что ребенку грозит синдром хронической усталости и чувство, что он хуже других, если у него что-то не получается.

Главной заповедью для родителей, решивших уделить большое внимание физическому воспитанию ребенка, должно быть «Не навреди».

Литература:

  1. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие / В.Н. Шебеко. – Минск: Выш. шк., 2010. – 288 с.
  2. Шишкина, В.А. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебно-метод. комплекс для студентов высш. учеб. заведений по специальности «Дошкольное образование» / В.А. ишкина, М.Н. Дедулевич – Могилев: МГУ им. Кулешова, 2003. – 92 с.

 

 

свернуть
поделиться в: