Verification: 34894b925dc6c7c7

Советы дефектолога

Состояние звукопроизношения у детей. Увеличение словарного запаса

 

 

Состояние звукопроизношения у детей

В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения. Сначала ребенок «коверкает» слова, искажает, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более и более уточняется, постепенно приближается к норме.

В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П. Из них ребенок составляет первые слова: папа, мама, баба.

Несколько позднее усваиваются другие артикуляторно простые звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й  (в период от года до трех лет).

Более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч) появляются лишь в 3 - 5 лет. До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми по артикуляции звуками.

Наконец, самые артикуляторно сложные звуки (Р, Л) появляются у большинства детей в период от 5 до 6 лет.

Из всего вышеперечисленного следует, что становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам. Следовательно, ни один нормально развивающийся ребенок не должен прийти в школу с дефектами в произношении звуков. Но, однако, таких детей у нас очень и очень много. Сама по себе «задержка» в сроках становления звукопроизношения говорит о наличии у ребенка речевой патологии.

Ведущую роль в овладении ребенком правильным звукопроизношением играет слух: он как бы «ведет» за собой артикулирование звука, которое постепенно все более уточняется. Различение всех звуков речи на слух доступно ребенку уже с 2 лет, что позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3-4 годам ребенок уже улавливает на слух различие между собственным неправильным произнесением звука и произнесением его взрослыми людьми. Именно, это и заставляет его «подтягивать» свое произношение к образцу, имеющемуся в речи  взрослых. Отсюда следует, что ребенку очень важно слышать правильную речь окружающих. Именно правильная речь взрослых способствует нормальному речевому развитию детей.

 

Увеличение словарного запаса

Словарный запас ребенка в основном формируется в семье и складывается уже к 6-7 годам. Дальше придется, что называется, "догонять". Не отстать или догнать помогут игры для пополнения словарного запаса и развития мышления.

«Кто больше знает слов?»

Посоревнуйтесь с ребенком: кто больше знает круглого? Скажите: "Я знаю круглое колесо, а ты?". По очереди произносите круглые слова: мяч, голова, яблоко, солнце и т.д. Пусть последнее слово на этот раз будет за ним. Не забудьте удивиться и "приуныть", признав его победу. Пригрозите взять реванш в следующий раз. Итак, кто больше знает... Холодного? Теплого? Зеленого? Белого? Поющего? И так далее и тому подобное.

«Уменьшаем и увеличиваем»

Взрослый: "Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты "сделай его маленьким". Например, дом - домик, стол - столик, заяц - зайчик, волк - волчок и так далее."

Те же самые игры можно проводить с "увеличивающими" суффиксами:

Дом - домище, волк - волчище, муравей - муравьище и так далее.

«Назови одним словом»

Взрослый: "Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чем я рассказываю, одним словом: часы, которые помогают проснуться (будильник), , утренняя еда (завтрак),человек, который направляется в дальние страны (путешественник) и т.д."

Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть ребенок загадает ее папе или бабушке.

«Какой?»

С помощью этой игры учим правильно образовывать прилагательные.

Чашка для чая? (чайная),

Машина для гонок? (гоночная),

Щетка для чистки зубов? (зубная),

Котлета из мяса? (мясная), а  из моркови? (морковная),

Лапа собаки? (собачья) и так далее.

свернуть

Как помочь ребенку запомнить буквы

Как помочь ребенку запомнить буквы

Иногда, начиная обучать ребенка грамоте, мы сталкиваемся с такой проблемой: ребенок не может запомнить название буквы, путает ее с другими, при письме может написать ее неверно.

Существуют специальные упражнения, помогающие уменьшить и предотвратить появление ошибок этого типа.

1.Найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаково обычным шрифтом.

2.Найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв.

3.Предложите ребенку посчитать, сколько букв А (О, З, И, Е……) находятся в маленьком отрывке из газеты.

4.Подумай и скажи, на что похожа буква (О – на колесо, Г – на кочергу….)

5.Демонстрируйте буквы в разном положении.

6.Придумывайте слова, начинающиеся с изучаемой буквы

          ( на И- Игорь, иволга, иней…)

7.Отыскать спрятавшиеся буквы в квадрате, в других геометрических фигурах.

8.Узнать буквы, наложенные друг на друга.

9.Рассказать,  из каких элементов состоит знакомая буква 

(Ш – из 4-х палочек…)

10.Предложить ребенку с закрытыми глазами ощупать,  угадать и назвать объемную букву, сделанную из пластмассы, картона или дерева.

11.Определить букву, написанную на спине или  на руке малыша.

12.Сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась

(буква или карточка, на которой эта буква написана, разрезана на несколько частей).

13.Выбрать правильный вариант буквы из двух букв, один из которых написан  зеркально.

14.Рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы.

15.Узнать и дописать знакомую букву, которая написана пунктиром; обвести  букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить.

16.Изготовить знакомую ребенку букву из пластилина, проволоки или бумаги; 

    выложить букву из различных материалов (мозаики, семечек, пуговиц,…).

«Превратить» ее в другую, графически сходную букву (букву С – в букву О, букву

Н – в букву П..)

17.Написать знакомую букву пальчиком в воздухе, на снегу, палочкой на мокром     песке.

свернуть

Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу

 Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу

Развитие речи и готовность к овладению грамотой:

  1. развитие фонематического слуха;
  2. умение членить слова на слоги;
  3. умение членить простые предложения на слова;
  4. умение составлять предложения из 3-4 слов;
  5. умение пользоваться обобщающими понятиями;
  6. умение составлять рассказ по серии картинок;

Развитие элементарных математических представлений:

  1. счет и отсчет предметов заданного количества;
  2. владение прямым и обратным счетом в пределах 10;
  3. знание состава чисел первого десятка;
  4. умение соотносить цифру и число предметов;
  5. способность составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  6. знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);
  7. умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги;

Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний:

  1. уметь назвать домашний адрес, полные имена родителей и состав семьи;
  2. общие понятия о различных видах деятельности взрослых;
  3. знать правила поведения в общественных местах и на улице;
  4. иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях;
  5. знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.

Успехов вам, уважаемые взрослые, в подготовке ребенка к

школе.

свернуть

СКОРО В ШКОЛУ

подробнее...

Советы дефектолога родителям детей с особенностями психофизического развития

подробнее...

Памятка родителям детей с тяжелыми нарушениями речи (советы учителя-дефектолога)

подробнее...

Автоматизация звуков в домашних условиях

подробнее...

Памятка родителям детей, посещающих занятия дефектолога

подробнее...
поделиться в: